Консультация для родителей

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст.

Анатомо-физиологические особенности

Возраст часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см.

Вашему вниманию предлагается общий возрастной портрет ребёнка 5-6 лет, с показателями разных сторон его развития. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и   личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. 
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики).

Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала.

Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.

Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.

Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.

ВНИМАНИЕ:
— выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
— находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
— запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
— рассказывать наизусть несколько стихотворений;
— пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
— определять последовательность событий;
— складывать разрезанную картинку из 9 частей;
— находить и объяснять несоответствия на рисунках;
— находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
— находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
• Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
• Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
• Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.

Родители ДОЛЖНЫ быть и оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Какие особенности должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным?

  • способность играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры. • способность сосредоточенно работать 10-15 минут;
  • способность оценить качество своей работы в общем;
  • умение планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок;
  • способность самостоятельно исправить ошибку в своей работе;
  • хороший словарный запас (3, 5-7 тысяч слов);
  • грамматически правильное построение предложения;
  • умение самостоятельно пересказывать или составлять рассказ по картинкам;
  • свободное общение со взрослыми и сверстниками;

Какие возрастные особенности детей 5-6 лет необходимо учитывать при развитии их интеллекта?

  • способность к классификации предметов, простейшим умозаключениям;
  • элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире,
  • способность воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание;
  • количество одновременно воспринимаемых объектов невелико-1-2;
  • преобладает непроизвольная память;
  • легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;
  • способность к овладению приёмами логического запоминания (смысловые соотношения и группировка);
  • неспособность быстро и часто переключать внимание с одного вида деятельности на другой

Вам ,как его родителям, важно:

С уважением относиться к его фантазиями версиям, не заземляя его магического мышления.

Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения. Поддерживать в ребенке стремление к позитивном у самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их.

Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей.

Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.

Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи. Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность.

По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему. На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая не бояться», Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Чем можно заняться дома с ребенком?

— Расставлять от 6 до 8 картинок в правильной последовательности.

— Запоминать 5-6 предметов, содержание сюжетного рисунка.

— Находить пару каждому предмету; объяснять, какая между ними связь

. — Находить закономерность в расположении предметов.

— Решать простые логические задачи и из трёх предметов выбирать нужный. — Находить признаки сходства и отличия между двумя предметами и рисунками.

— Находить среди предметов лишний, объяснять свой выбор. — Различать и правильно называть все цвета и оттенки.

— Различать явления природы. Правильно определять последовательность времён года (знать месяцы, порядок дней недели; части суток. Понимать значение слов «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра».

— Расставлять числа в правильной последовательности. Находить пропущенное число. — Узнавать цифры. — Раскладывать числа на меньшие составляющие (например,6 на 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1).

— Сравнивать количество предметов.

— Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине).

— Уравнивать количество предметов в группе.

— Правильно использовать в речи порядковые числительные. — Решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание.

— Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, между, вверху, внизу, спереди, сзади).

— Узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию и тела (куб, шар, цилиндр, конус и параллелепипед).

— Называть предметы окружающей обстановки, действия людей и животных.

— Называть обобщающим словом предметы, относящиеся к группам: «мебель», «рабочие инструменты», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда», «музыкальные инструменты» и т. д.).

— Находить предмет по описанию (мороженое — «холодное, белое, сладкое», самостоятельно составлять описание предмета.

— Подбирать слова близкие и противоположные по значению (мелкий -глубокий).

— Определять материал, из которого сделан предмет : резиновый, пластмассовый, деревянный, стеклянный, кирпичный, меховой, пуховый, войлочный, шерстяной.

— Знать, какие бывают профессии; названия праздников.

— Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

— Рассказывать наизусть несколько стихотворений, потешек, загадок,; отгадывать загадки.

— Составлять по картинке связный рассказ из 6-7 предложений; согласовывать слова в роде, числе, падеже.

— Пересказывать содержание услышанной сказки; употреблять в речи простые и сложные предложения.

— Придумывать окончание к рассказу.

— Выделять заданный звук в слове; понимать, чем отличается буква от звука (звук — это то, что мы слышим, а знаки, которыми мы обозначаем звуки на письме, называются буквами).

— Правильно называть звуки и буквы; определять количество слогов в слове, ударный слог.

— Пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

— Проводить линии разной длины и направления; рисовать простые предметы, окружности; штриховать фигурки; копировать рисунки и надписи; обводить клеточки по образцу и под диктовку (графический диктант); раскрашивать.

Ответить на вопросы:

— Как зовут ребенка (фамилия, имя?)

— Сколько ему лет?

— Как зовут родителей (фамилия, имя, отчество?

— Домашний адрес (город, улица, дом, квартира?

— Как называется наша планета?

— Наша страна? — Столица нашего государства?

Ваша задача:

— Не торопить ребёнка.

— Учитывать настроение, самочувствие, желание ребенка. Дошкольный возраст — возраст игры, поэтому некоторые понятия, которые тяжело даются вашему ребёнку, давайте через игровые упражнения, через образы, близкие и доступные вашему ребенку.