Поступаем в детский сад!

  • Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
  • Как можно раньше провести оздоровительные мероприятия, которые  назначил врач.
  • Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
  • Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня  ребенка дома.
  • Повысить роль закаливающих мероприятий.
  • По возможности заранее познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
  • Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он  раньше играл дома или во дворе.
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
  • «Раскрыть секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  • Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за  непослушание.
  • Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
  • Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый  день.
  • Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад.

  • Собираясь в сад, рассказывайте, что интересное ждет ребенка в новом месте, делитесь с ним своими планами.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Если малыш с трудом расстается с матерью, то лучше для всех, если первое время приводить в детский сад станет отец или бабушка.
  • Можно предложить ребенку брать с собой в детский сад игрушку. Она поможет ему не чувствовать себя первое время одиноко.
  • По договоренности с воспитателями начните приводить ребенка на небольшое время – часа на 2 или до прогулки, постепенно увеличивая время пребывания ребенка в садике.
  • Для того чтобы оставить малыша на дневной сон, посоветуйтесь в педагогами.
  • Расставаясь, не забудьте точно сказать ребенку, когда за ним вернетесь. И обязательно сдержите свое обещание!
  • Расставайтесь с малышом быстро, доверяйте его воспитателям. Ведь долгие прощания могут вызвать или тревогу у ребенка, или дать надежду, что маму можно удержать и не отпустить.
  • Приходя за ребенком, не проявляйте обеспокоенность, не выясняйте у него, насколько плохо и грустно ему было, много ли плакал (это лучше выяснить у воспитателя). Не жалейте его, не ведите в магазин за конфетами и игрушками и пр., а похвалите, за то, что он провел время с ребятами в детском саду, поинтересуйтесь, что успел сделать.
  • Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Оказывайте эмоциональную поддержку малышу. В свободное от детского сада время старайтесь уделять ему больше внимания, придумывайте совместные игры и занятия (рисование, чтение, прогулки, беседы). Очень познавательной для родителей и полезной для ребенка станет совместная игра в детский сад: можно «проиграть» сложные для малыша ситуации и положительно решить проблемы через игрушку.
  • Проследите настроение ребенка, его состояние, когда он начнет проводить в детском саду целый день. Если он покажется очень уставшим, то старайтесь его забирать немного пораньше.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
  • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и  выполнять все предписания специалиста.
  • Верьте в ребенка. Только ваша вера способна вселить в него уверенность, поверить в собственные силы и возможности. Не оскорбляйте ребенка недоверием. У него могут быть свои, не похожие на ваши, интересы, мнения, тайны, желания.
  • Замечайте даже самые маленькие достижения своего ребенка и хвалите его за это, но постепенно переходите к похвале только за готовый результат.
  • Оценивайте не личность ребенка, а его поступки.
  • Хвалите ребенка за конкретный поступок, действие.
  • Не принуждайте ребенка к какой-либо деятельности, это вызывает отвращение к ней. Лучше превратите обычное занятие в увлекательную игру.
  • Вдохновляйте ребенка на новые достижения.
  • Проявляйте искренний интерес ко всем делам ребенка в детском саду, школе и активно участвуйте во всех совместных творческих заданиях.
  • Поощряйте любознательность ребенка. Отвечайте на возникающие у него вопросы. Этим вы поддержите желание, потребность ребенка в получении новых знаний.
  • Готовые исчерпывающие ответы чередуйте с вопросами в адрес ребенка: «А ты как думаешь?», «Как ты это узнал?». Пусть ребенок сам дойдет до истины. Дайте ребенку возможность вдуматься. Однако, ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у ребенка опыт и знания.
  • Развивайте наблюдательность ребенка, помогайте ему совершать «открытия», сравнивать, делать выводы на основе увиденного.
  • Помогайте ребенку планировать свою деятельность, вспоминать последовательность событий произошедших за день. Это поможет стать ему более организованным.
  • Фантазируйте, придумывайте рассказы, сказки вместе с ребенком. Вовлекайте ребенка в игру с сюжетом, играйте в школу.
  • Не перегружайте ребенка новой информацией, не пытайтесь сделать из него «начитанного всезнайку». Лучше повторите с ним известный ему рассказ или сказку, пройденный материал. Дети с удовольствием возвращаются к пройденным произведениям, узнавая их как старых знакомых, стараются подсказать рассказчику, что будет дальше. Так они лучше усваивают и закрепляют имеющиеся знания.
  • Предлагайте ребенку новые способы взаимодействия с привычными материалами: рисование на бумаге губкой, рисование по ткани, пальчиковыми красками, лепка из глины, теста, аппликации из скорлупы, крупы и т.д.
  • Играйте с ребенком в игры, в которых необходимо следовать по инструкции, действовать по образцу: лабиринты, мозаика, пазлы, срисовывание, рисование по стрелочкам и т. д.
  • Приучайте ребенка доводить любую работу до конца, не бросая на полпути.
  • Предоставляйте ребенку возможность устанавливать новые контакты, общаться с новыми людьми (в поликлинике, на детской площадке, в магазине).
  • Приучайте ребенка к нахождению в шумных местах среди большого количества людей. Посещайте большие увеселительные мероприятия, торговые центры.
  • Учите ребенка правильно воспринимать критику, негативные оценки его работы, труда. Объясняйте, что оценивают не его лично, а поступок, который он совершил.
  • Просите ребенка выражать свои желания словами. Создавайте ситуации, когда ребенку необходимо попросить незнакомого взрослого или ребенка о помощи.
  • Приучайте ребенка спокойно реагировать на возникающие неудачи, объясняя это тем, что это тоже опыт и в следующий раз у него все получится. Необходимо учить ребенка правильно реагировать и на успех других людей.
  • Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе – хвалите за готовый результат.
  • Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

I. Сегодняшний рынок изобилует разнообразием игрушек для детей разных возрастов. Однако внимание родителей должны привлекать не только качественные, но и полезные для развития ребенка игрушки.

 II. В игрушечном хозяйстве и мальчика, и девочки желательно иметь хотя бы одну-две игрушки каждого вида:

  • Для развития движений (мяч, обруч и др.);
  • Две-три настольные игры (пирамида, конструктор, разрезные картинки);
  • Одна-две машины, куклы с «приданым» и набором посуды, игрушечные животные;
  • Игрушка-забава;
  • Музыкальная игрушка

  III. Покупать игрушки лучше заранее, не стоит малыша вести в магазины за покупками (особенно, если это большой магазин с обилием товаров). Он еще мал для того, чтобы среди множества игрушек выбрать то, что ему действительно нужно. Ребенок просит купить первую попавшуюся на глаза игрушку, не понимает, почему ему отказывают. Новая игрушка после длительного поиска уже не приносит радости.

 IV. В поле зрения ребенка не должно быть одновременно много игрушек, он их просто не заметит, достаточно двух-четырех, чтобы развернулась интересная игра. Остальные игрушки хранятся в определенном месте. Настольную игру после занятий с ней не следует оставлять на столе, пусть малыш аккуратно сложит ее и уберет в шкаф и только после этого возьмет другую игрушку. Часть игрушек, с которыми ребенок не играет, надо вынести из детской комнаты, а потом некоторые в качестве сюрприза показать.

 V. Надо периодически мыть, чистить и чинить игрушки. Сломанные, не поддающиеся ремонту игрушки не стоит хранить, иначе они захламляют комнату, воспитывают небрежность.

 VI. Для того, чтобы ребенок научился убирать игрушки самостоятельно, необходимо соблюдать следующие условия:

  • Сделайте уборку игрушек самоценным событием. Отведите для этого специальное время, минут 5-10, не позволяя себе торопить ребенка или убирать за него;
  • Определите место для хранения игрушек. Ни в коем случае нельзя собирать их в одну общую коробку, в кучу;
  • Сделайте так, чтобы ребенку не была в тягость уборка игрушек, занимайтесь этим вместе с ним. Неважно, сколько игрушек уберет на место он и сколько вы, главное – дать почувствовать ребенку, что он участник важного дела;
  • Покажите своим поведением теплое, доброе отношение к игрушкам;
  • Малыша следует непременно похвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал, полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво, какой порядок!»

 

  VII. Взрослые должны давать возможность ребенку играть самостоятельно, но и должны организовывать обучающие игры, которые могут осуществляться  только под руководством взрослого.

Почему ребёнок кусается

 | 

РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ!    ЧТО ДЕЛАТЬ?

Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели обносится к этому, прямо скажем, больному вопросу?

Любой ребенок в возрасте 2-3 лет, посещающий детский сад, хоть раз вернулся домой со следами чьих-нибудь зубов на теле. Маленькие дети кусаются, это факт. Иногда следы зубов видны только во время переодевания, они не бросаются в глаза и родители порой их не замечают. Иногда они выглядят, как зловещие часы на детской ручонке или спине.

Если ребенок уже говорит и может назвать имя обидчика, на этом «следствие» завершается. Вы идете в садик и грозно требуете примерно наказать обидчика. Несмотря на то, что речь идет об очень распространенном явлении, вопрос о том, как должны реагировать родители в таком случае, остается открытым.

Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.

В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.

Причины поведения

Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин. Первая — желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира.

Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детских садах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.

Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.

Третьим фактором может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.

Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями. Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.

Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты — достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.

Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения.

Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к психологу.

В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.

Что делать?

  • Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить  переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения  ребенка  в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.
  • Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», «Кусать можно только яблоки».  Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы.  Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».
  • Если вам не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, вам необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.
  • Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала утвердительно, была эмоционально схожа с состоянием ребенка.   Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.
  • Если ребенок укусил или ударил вас – скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают».
  • Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его  ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
  • Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает.  Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что негативные эмоции, которые не выплеснуты, останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.
  • Если вас укусил ребенок — не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.
  • Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда  он находится в состоянии гнева.
  • Не идите на поводу своих эмоций.  Проявляйте ум и чуткость.
  • Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться — в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно — нельзя, хорошо — плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.
  • При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность.  Соответственно, излишняя  опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.
  • На развитие личности ребенка, формирование у него положительных качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного  воспитания, общения с ребенком.
  • Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.